Jun 20

КОНСТРУКТИВНАЯ
БЕЗОПАСНОСТЬ

« МАШИНОСТРОЕНИЕ »

IЛ. Л. АФАНАСЬЕВ!, А. Б. ДЬЯКОВ, В. А. ИЛАРИОНОВ
КОНСТРУКТИВНАЯ
безопасность автомобиля
Допущено Министерством высшего и среднего специального образования СССР в качестве учебного пособия для студентов втузов, обучающихся по специальности сОрганизация дорожного движения»
Alexander Vostokov’s Digital Library
Document No.7594
E-mail: analogaudio@narod.ru
URL: http://www.analogaudio.narod.ru
МОСКВА «МАШИНОСТРОЕНИЕ» 1983

Б Б К 39.33 А94 ‘
УДК 629.113.073.27(075.8)
Рецензенты: кафедра «Автомобили и тракторы» Тольяттинского политехнического института и канд. техн. наук М. А. Андронов
Редактор Л. И. Е г о р к и н а
Афанасьев J1. J1. и др.
А94 Конструктивная безопасность автомобиля: Учеб. пособие для студентов втузов, обучающихся по специальности «Организация дорожного движения» / Л. Л. Афанасьев, А. Б. Дьяков, В. А. Иларионов. — М.: Машиностроение, 1983. — 212 с. ил.
В пер. 65 к.
В учебном пособии приведены основные отечественные и международные нормативные акты, регламентирующие конструктивную безопасность автомобилей. Рассмотрены эксплуатационные свойства автомобиля, влияющие на его активную, пассивную, послеаварийную н экологическую безопасность. Показано значение тяговой и тормозной динамичности, устойчивости, управляемости, плавности хода и информативности автомобиля для снижения числа и тяжести дорожно-транспортных происшествий. Рассмотрена зависимость безопасности дорожного движения от технического состояния агрегатов и узлов автомобиля. Описана конструкция перспективного безопасного автомобиля.
Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Организация дорожного движения».
3603030000-120    ББК 39.33
038(01 )-83    6Т2.1
© Издательство «Машиностроение», 1983 г.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Необходимость повышения безопасности дорожного движения отмечена в принятых XXVI съездом КПСС «Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1981—1985 годы и на период до 1990 года». Кроме того, предусмотрено ускоренное развитие опорной сети магистральных автомобильных дорог, расширение строительства автомобильных дорог в сельской местности, связывающих районные центры, центральные усадьбы колхозов и совхозов с автомобильными дорогами общего пользования.
Read the rest of this entry »

Jun 20

Если максимальные значения реакций ограничены конструкцией тормозной системы и составляют, например, Rximax = 15 кН й Rx-2ma — 25 кН, то максимальное замедление автомобиля падает с 7 до 5 м/с2, время торможения возрастает до 4,6 с, а тормозной путь до 52 м.
Сравним расчетные данные с экспериментальными. На рис. 10, б показана тормозная диаграмма аналогичного автомобиля, полученная во время дорожных испытаний. Как видно на графике, в действительности замедление в течение времени ta может изменяться не по линейному, а по другому, более сложному закону, и начало блокировки колес заднего моста трудно установить. В течение времени /уст замедление не остается постоянным, а после остановки автомобиля кривая проходит ниже оси абсцисс. Последнее вызвано колебаниями кузова на подвеске, в котором установлена регистрирующая аппаратура.
При обработке экспериментального графика кривые линии аппроксимируют линиями А А и В В, точку пересечения которых считают началом установишегося торможения. Величина замедления в третьем периоде определяется ординатой точки С, расположенной посередине аппроксимирующей линии ВВ.
Формулы (34) и (55) учитывают основные факторы, влияющие на процесс торможения, в том числе конструктивные особенности автомобиля: массу, положение центра тяжести, базу, скорости нарастания тормозных сил и т. п. Если известны t0, tn и /уст, то тормозной путь можно рассчитать следующим образом.
Предположим, что в течение времени /н автомобиль движется равнозамедленно с замедлением, равным 0,5/уоХ| и найдем скорость соответствующую началу замедления:
У2 = V0 0,5/уст/ц»
Перемещение автомобиля за время tH SH =    0,25/уст*„ Л?
Перемещение автомобиля за время tyCT
<SyOT ~ ^2/(2/уст) ^ ^о/(2/уст) 0,5гУн*
Следовательно, полный тормозной путь 5Т = Sc -Ь 5„ + SycT = v0 (tc + 0,5?ц) ■+■ 1>о/(2/уст) Остановочный путь автомобиля
S0 = (*Р + tc + 0,5/н) Щ + 1>В/(2/уст)-
При полном использовании сцепления с дорогой всеми колесами автомобиля замедление определяют по формуле (46), тогда остановочный путь
S0 — (tp + *с -h 0,5/n) v0 + vlt(2gyx).
Как указывалось выше, у многих автомобилей достичь одновременной блокировки всех колес не удается как по причинам конструктивного характера, так и вследствие ухудшения эффективности тормозной системы и шин в процессе эксплуатации. Поэтому для приближения результатов расчета к фактическим данным в формулы вводят поправочный коэффициент К9 — коэффициент эффективности торможения. Примерные значения его для сухого асфальто- или цементнобетонного покрытия (фх = 0,7) даны в табл. 5.
5. Коэффициент эффективности торможения
Автомобили
Без нагрузки
С полной нагрузкой
Легковые
1,1—1,15
1,15—1,2
Грузовые с максимальной массой
до 10 т и автобусы длиной до 7,5 м
Грузовые с максимальной массой
свыше Юти автобусы длиной более
С учетом коэффициента Ка формулы для замедления, остановочного времени и остановочного пути приобретают следующий вид:
Read the rest of this entry »

Jun 20

Наличие виражей, даже на дорогах, имеющих кривые больших радиусов, положительно влияет на состояние водителей, способствуя более уверенному вождению автомобиля при криволинейном движении. Поэтому в ряде государств виражи считаются обязательным элементом дорог.
При левом повороте автомобиля поперечные силы Ру cos Р и G sin р, складываясь, могут также вызвать опрокидывание автомобиля. В начале опрокидывания колеса, внутренние по отношению к центру поворота, отрываются от дороги и вертикальные реакции на них равны нулю. Уравнение моментов сил относительно оси, проходящей через контакты шин внешних колес, имеет следующий вид:
{Рц cos р + G sin р) hn — (G cos Р — Рц sin Р) 0,5 В.
Подставив вместо силы Ру ее значение по формуле (60), находим максимально возможную (критическую) скорость, о которой можно вести автомобиль без угрозы опрокидывания:
^опр —
Y’BgR/{2hJ.    (65)
Аналогично можно определить величину максимально допустимого (критического) угла косогора, по которому автомобиль может двигаться без опрокидывания-
tgPonp = (0,5 BgR —    + 0,5 v2B).
При движении по прямолинейному участку (R — оо) tg Ропр = В/ (2йц).
Устойчивость автомобиля против опрокидывания возрастает о увеличением колеи В автомобиля и радиуса R, а также при снижении центра тяжести и уменьшении угла косогора.
Отношение В/{2/1ц) называют коэффициентом поперечной устойчивости т|Поп. Этот коэффициент иногда применяют для определения ориентировочной устойчивости автомобиля против опрокидывания. Значения г)иоп для некоторых моделей отечественных автомобилей приведены в табл. 13.
13. Параметры поперечной устойчивости
Автомобиль
В, м (в среднем)
hn, м (без нагрузки)
hn, м (с полной нагрузкой)
ЗАЗ-968А «Запорожец»
ВАЗ-2103 «Жигули»
«Москвич-2140»
ГАЗ-24 «Волга»
ГАЗ-14 «Чайка»
ЗИЛ-117
РАФ-2203 «Латвия»’
ПАЗ-672
ЛАЗ-695Н
УАЗ-451 ДМ
Read the rest of this entry »

Jun 20

А ОЗпЛ
501м0.3пп
Я 1,5лк№
Е ОЗлн
. -■ j»
Рис. 54. Контрольный экран для широкоугольно-противотуманного света
(размеры указаны в см)
Оптический элемент противотуманной фары состоит из лампы накаливания, нить которой расположена в фокусе параболического отражателя (с круглым или прямоугольным световым отверстием), экрана перед лампой, препятствующего выходу прямых лучей лампы, а также рассеивателя с вертикальными цилиндрическими линзами, служащими только для расширения светового пучка в горизонтальной плоскости. Цвет излучаемого света не имеет значения. Качество фары определяется ее светораспределением.
Международные требования к противотуманным фарам изложены в Правилах № 19 ЕЭК ООН. В качестве нормируемой величины рекомендуется принимать освещенность. Для проверки освещенности, которую дает противотуманная фара, необходимо пользоваться экраном (рис. 54), расположенным перпендикулярно к оптической оси фары на расстоянии 25 м таким образом, чтобы оптическая ось фары совпадала с точкой О экрана, через которую проходит горизонтальная линия НН и вертикальная VV.
Световой пучок противотуманной фары должен образовывать на экране на расстоянии не менее 225 см по обе стороны от линии VV четкую горизонтальную разделяющую линию НН, обеспечивающую возможность регулировки фары. Фара должна быть установлена таким образом, чтобы разделяющая линия на экране находилась на расстоянии 50 см ниже линии.##.. Отрегулированная фара должна удовлетворять требованиям, приведенным на рис.-54..
Выполнение требований, предъявляемых к широкоугольно-противотуманному свету, обеспечивает следующие условия видимости дороги.
Светло-темная граница НгН1у проходящая под линией ##, в значительной степени снижает слепящее действие противотуманной фары. В то же время сила света в направлении зон D и Е создает удовлетворительную видимость дороги, обочин и придорожной полосы на расстоянии 20—30 м, что позволяет автомобилю безопасно двигаться в атмосфере малой прозрачности со скоростью не менее 8—11 м/с. Сила света в направлении зон Л, Б, и С постепенно уменьшается, что предотвращает возникновение вуалирующей пелены в поле зрения водителя.
Угол рассеяния светового пучка противотуманной фары в горизонтальной плоскости должен быть не менее 45°. У лучших образцов фар угол рассеяния в горизонтальной плоскости превышает 90°. Эта особенность светораспределения противотуманных фар позволяет использовать их при движении автомобиля по горизонтальным участкам с закруглениями, особенно малых радиусов, так как благодаря большому углу рассеяния световой пу^ок освещает и участок дороги, лежащий за поворотом еще до изменения направления движения автомобиля. Намечается тенденция к еще большему увеличению угла рассеяния светового пучка противотуманных фар в горизонтальной плоскости.
Кроме перечисленных выше дорожно-транспортных ситуаций, применение широкоугольно-противотуманного света эффективно на слабоосвещенных улицах городов. В настоящее время при движении автомобиля в городе используется либо ближний свет, либо габаритные огни. И тот и другой варианты неудачны по ряду причин. Ближний свет ослепляет других участников движения, особенно правой частью пучка, приподнятой над горизонтом. Сравнительно малый угол рассеяния в горизонтальной плоскости не позволяет должным образом освещать боковые улицы, перекрестки, повороты и тротуары. Многие водители даже на неосвещенных, улицах предпочитают пользоваться габаритными огнями. Габаритные огни, имея малую силу света (4—60 кд), не освещают дорогу перед автомобилем и не улучшают условия видимости дороги и объектов водителю. Для других участников движения габаритные фонари являются точечными огнями, ориентируясь на которые невозможно судить о расстоянии до автомобиля, скорости его движения и маневрах. Автомобиль, движущийся с габаритными огнями, особенно опасен для пешеходов.
Светораспределение широкоугольно-противотуманных фар является близким к идеальному для движения по неосвещенным улицам городов. Он обеспечивает водителю удовлетворительную для подобных дорожно-транспортных ситуаций дальность видимости и скорость движения (8—14 м/с), не слепит других участников движения, хорошо освещает повороты и перекрестки, служит надежным ориентиром для пешеходов. Широкоугольно-противотуманные фары желательно устанавливать на все автомобили, постоянно работающие вечером в городе, прежде всего на легковые такси.
Скоростной свет. Дополнительные фары-прожекторы устанавливают на автомобили, водителям которых, исходя из особых требований безопасности движения (пригородные, междугородные и международные автобусы), высокой эффективности использования транспортного средства (автопоезда, совершающие междугородные и международные перевозки) или высокой скорости (легковые автомобили высокого класса), необходимо создать очень хорошие условия видимости дороги и объектов на пей. Видимость в этом случае должна приближаться к дневной, т. е. должна быть обеспечена большая дальность видимости (не менее 200 м), значительный угол обзора в горизонтальной плоскости (не менее 30°) и удовлетворительная неравномерность распределения яркости дорожного покрытия в центральном поле зрения (не более 1:3).
Оптический элемент фары-прожектора имеет светооптическую схему, принципиально подобную схеме дальнего света. Он состоит из параболического отражателя, однонитевой’ лампы накаливания повышенной мощности (до 300 Вт) и рассеивателя с несложным набором микроэлементов. Все лучи, исходящие от тела накала, отражаются параллельно оптической оси и образуют узкий световой пучок значительной силы света. Проходя через микроэлементы рассеивателя, световой пучок несколько рассеивается в горизонтальной плоскости.
Светораспределение фар-прожекторов пока не регламентируется ни международными документами, ни отечественными стандартами, если не считать требования о максимальной суммарной силе света двух фар-прожекторов. Однако к ним могут быть предъявлены требования, подобные требованиям к дальнему свету.
Суммарная сила света всех фар дальнего и скоростного света не должна превышать 150 000 кд.
Следует отметить, что на автомобилях других типов (кроме перечисленных выше) применение фар скоростного света необходимо строго ограничивать, так как автомобиль с ними при высокой интенсивности движения, особенно если водитель недостаточно опытен, может стать источником повышенной опасности для всех участников движения.
Фары с галогенными лампами. Одним из наиболее перспективных направлений в автомобильной светотехнике является разработка осветительного оборудования с использованием галогенных ламп. Галогенная лампа представляет собой разновидность ламп накаливания, основной отличительной чертой которой является наличие паров галогена в колбе лампы.
Принцип работы галогенной лампы следующий. Пары галогена, вступая в реакцию с вольфрамом, осажденным на стенках лампы, образуют неустойчивое при высоких температурах соединение. Около нити накала (область высоких температур) происходит распад сое-
ДИН6НИЯ галогена U мехаллим, и иишсдппп ииалдасш1 п«а 4 LVIV- UU IVCI
ла, что приводит к его восстановлению.
По сравнению о обычными галогенные лампы имеют следующие преимущества: меньшая скорость испарения вольфрама с тела нака-ла и больший срок службы; отсутствует осаждение вольфрама на стенках колбы, что приводит к постоянству светового потока; повышенная яркость тела накала; при одинаковом сроке службы галогенные лампы могут работать при температуре тела накала, которая на 30% выше, чем в обычных лампах.
Дальность действия фар с галогенными лампами значительно больше, чем у обычных ламп накаливания, и может достигать 400 м (дальность действия лучших образцов фар с обычными лампами для дальнего света составляет 120—150 м).
Read the rest of this entry »

Jun 21

24. Зоны комфорта на рабочем месте водителя
Показатели
комфорта
психологи
ческого
дискомфорта
физиологи*
ческого
дискомфорта
Температура, вС
Влажность, %
Скорость движения воздуха, м/с
Содержание, мг/л:
окиси углерода
Отсутствует То же
двуокиси углерода
акролеина
паров бензина
окислов серной кислоты
минеральной пыли (содержащей до
7% кристаллической модификации)
Воздухообмен на 1 чел., м8/мнн
Потери тепла на 1 чел., кДж/ч
Потребное количество тепла на 1 чел.,
Избыточное давление, эквивалентное
высоте над уровнем моря, м
Read the rest of this entry »


Хостинг

VPS - Хостинг

аренда сервера

Dedicated server

Регистрация доменов

Русские темы для WordPress. Бесплатные шаблоны для блогов WordPress на любой вкус

Апрель 2019
M T W T F S S
« Mar    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930